tkfgen
  • Communities
  • Families
  • Media
  • Calamities
  • Archives
Families > Stories > Spitkovsky

Spitkovsky: family in USSR

История семьи Спитковских

By Pavel Balibar
Picture
Часть 1. Жизнь в СССР
This article is currently  available only in Russian language.
Translation by Google.

Что означает фамилия СПИТКОВСКИЙ?
   Вот , что я нашёл на сайте "Иудаизм и евреи".
Фамилия Спитковский (также Спидковский, Шпитковский) образована от названия украинской деревни Шпитки. Eвреям Российской империи начали давать фамилии в конце 18-го века, после присоединения к Российской империи западных oбластей Белоруссии, Украины и Прибалтики – после раздела Польши. Тогда Екатерина II "приобрела" вместе с западными областями огромное количество евреев, у которых исторически не было фамилий, а только имя и отчество, например "Шлойме, сын Хаимке".
Чтобы узнать численность своих подданных, а также организовать их призыв в армию, она ввела переписи населения – примерно раз в десять лет. Это и были "ревизские сказки", во время которых всем евреям были даны фамилии, как правило, либо по месту проживания (например, Вилейкин), либо по имени одного из родителей (например, Шифрин), а также по другим признакам, например, по профессиональному (Шойхет, Резник).

Спитковская - это девичья фамилия моей мамы. Происхождение эта фамилия берёт из еврейского местечка Шпитки (Shpitki) Киевской области на Украине. В далёкие времена фамилии давались по названию места жительства. Легенда гласит, что кто-то из главных, возможно раввин, не произносил букву "ш", ну что-то вроде вместо слова "шишка" говорил "сиска", вместо "шалаш" произносил "салас", а вместо "Шпитки" получилось "Спитки". Таким образом, при присвоении фамилии местные евреи стали именоваться Спитковскими. Не исключаю, что совершенно самостоятельно существуют Шпитковские (ведь не все в Шпитках шепелявили), и они тоже родом из тех же мест, но речь пойдёт не о них. В последствии людей с такой фамилией проживало довольно много на территории Украины, а особенно в Киеве. Мне очень много рассказывала о них моя тётя Маня, по образованию инженер-строитель, которая жила и работала в Москве. Навещая нас, она умудрялась собирать всех, или почти всех, киевских родственников. Она и поведала мне историю нашей родни, начиная с моего прадедушки и его брата. Почему его брата? Да потому, что мои дедушка и бабушка были двоюродными братом и сестрой, а такое случалось часто в еврейских семьях черты оседлости.

Picture
Жена, дочери и внуки моего дедушки Пинхуса Спитковского. 1947 год.
Первый ряд: старшая из сестёр, Клара Балибар (Спитковская)-моя мама, я, Бруха Спитковская - моя бабушка, Ира Спитковская - дочь сына Сёмы Спитковского, пропавшего безвести в 1946 году; второй ряд: Герш Балибар - мой отец, Маня (Матильда) Спитковская - средняя из трёх сестёр, Маша Спитковская - младшая сестра.
По этой причине у меня возникла мысль создать генеалогическое дерево семьи, включая и бабушкину ветвь, ведь фамилия была одна и та же. Я узнал много интересного о своих родных. Поколение моих родителей, т.е. родные и двоюродные тёти и дяди, жили, как все советские люди - учились, работали, защищали страну на полях Bеликой Oтечественной и потом восстанавливали её родимую из руин, идя к заветной цели. Кто бы мог подумать, что построение коммунизма для евреев будет в последствии называться эмиграцией.  А чему удивляться, ведь мы всю свою сознательную советскую жизнь говорили одно, а подразумевали другое.
Вот малая толика представителей моей большой семьи поколения моих родителей:
  • Лауреат Cталинской премии, главный инженер "Kиевского мостоотряда", отставной майор инженерных войск, Семён (Израиль ) Спитковский;
  • Участник ВОВ, завуч школы, Борис Спитковский  (бабушкина ветвь);
  • Доцент кафедры математики Kиевского политехнического института, Клара Спитковская;
  • Tалантливый бизнесмен,  ушедший добровольцем в 16 лет на фронт, Исаак Спитковский (бабушкина ветвь). Родись он на 50 лет позже, наверняка стал бы преуспевающим украинским олигархом. В далёкие 50-е и 60-е годы прошлого столетия власть не допускала успешного материального благополучия башковитых бизнесменов. Она их убирала с пути и сажала в тюрьмы.
История  Семена Спитковского
Начало войны. Киев захвачен немцами. Отступающая советская армия посылает в разведку четырёх бойцов. Среди них молодой солдат, Семён Моисеевич Спитковский. Надо разведать расположение немцев в близлежащих сёлах. Местный крестьянин прячет бойцов на дно телеги с сеном. Немецкий патруль останавливает телегу и, не доверяя конюху, начинает стрелять по сену. Патруль, разбросав сено, находит тела трёх убитых солдат и одного раненого. Семён лежал вторым справа и получил пять пулевых ранений. Его доставляют в немецкую санитарную часть. Наутро в санчасти умирает пленный мужчина, и врач, грузин по национальности, работающий не по собственному желанию у немцев, рискуя собственной жизнью, подкладывает документы покойного Семёну. У разведчиков, одетых в гражданскую одежду, документов при себе не было. Таким образом Семён Спитковский становится Семёном Михайловичем Ященко. Тот же врач спасает его от ампутации тяжело раненой ноги, правда хромота осталась на всю жизнь. Семёна также спасло, что в детстве он не прошёл еврейский обряд обрезания. Через какое-то время отступающая советская армия освобождает деревню и находящихся в ней пленных, в том числе и Семёна Ященко. Семён возвращается в армейский строй. Он прошёл войну, прошагал всю Европу, был награждён орденами и медалями и демобилизовался в 1946 году.  После войны хотел восстановить свою настоящую фамилию, на что в суде ему сказали: "Эта фамилия спасла вам жизнь, а вы сейчас хотите от неё отказаться". Так и остался он евреем, Семёном Михайловичем Ященко. На гражданке прошёл нелёгкий путь от водителя до начальника транспортной колонны. В 1956 году, находясь с семьёй на отдыхе в Гаграх, встретился с врачом, спасшим ему жизнь во время войны. Дочь рассказывает, что впервые видела плачущего отца. В 1989 году, во время моего первого посещения Киева после 10 лет иммиграции, дядя Сеня встречал меня на киевском вокзале на автомобиле "Чайка", оплаченным по действующему тарифу и под бдительным надзором органов безопасности. Семья Ященко эмигрировала в США в начале 90х годов. В возрасте 79-ти лет Семён Ященко ушёл из жизни.
О дедушке, которого я уже не застал
  У моего дедушки было семеро братьев и две сестры. И что интересно, вначале родились восемь мальчиков, но видать прабабушка была женщиной настойчивой и целеустремлённой, и не успокоилась пока не родила ещё двух дочерей. Я проследил такую закономерность, что количество детей в семьях дедушкиных братьев и сестёр уменьшалось по возрастному принципу.
Старший брат моего деда - Копл имел одиннадцать детей, а самая младшая сестра - Эстер имела только двоих. Мой дедушка был третьим ребёнком в семье и имел "только" пятерых детей, двоих сыновей и троих дочерей. Конечно же, еврейские жёны не работали, им хватало
забот по дому, а также нужно было успевать рожать и воспитывать наследников. Мне было не понятно, каким образом многодетные семьи существовали на заработок одного кормильца, не говоря уже о том, как детям, желающим учиться, дать образование.
Picture
Мой дядя Израиль, его двоюродная сестра Бася и её родной брат Петя
Наверно, точно так же, как и мне трудно сегодня объяснить сыну-американцу, что такое коммунальная квартира с общей кухней и туалетом на троих соседей.
Я слышу мне подсказывают: "А как насчёт дворовой уборной, общего умывальника в кухне с холодной водой и походы с родителями в городскую баню в единственный выходной день?" Описание бытовых и коммунальных услуг советского гражданина - это самостоятельная многотомная тема, но вернёмся к моей семейной родословной.
Picture
Я в том же возрасте, что и мой дядя Израиль. У меня с ним прослеживается большое сходство. Петины внуки Саша и Маша с семьями проживают в Америке, в штате Мэриленд.
Дочь Бася (1903-1978), cедьмой ребёнок в семье Копл - старшего брата моего деда, в 1925 году была выслана из Советского Союза в Палестину, как сионистка. В то же самое время и по тем же причинам выдворили из страны 20-летнего старшего сына моего деда, т.е. моего дядю Израиля (1905-1933). Бася и мой дядя были двоюродными братом и сестрой.
Бася за активную сионистскую деятельность  дважды арестовывалась и была приговорена судом к высылке в Сибирь. Приговор был заменён на выдворение из страны в Палестину, благодаря усилиям Екатерины Павловны Пешковой (первой жены писателя Максима Горького), которая с 1922 по 1937 годы возглавляла организацию "Помощь политическим заключённым". Убеждён, что и дядя Израиль за те же проступки был ограждён от последующих репрессий правозащитницей Пешковой, искренне верившей в свободу выбора политических идей.
Антисемитизм - это социализм дураков (Август Бебель )
После "рассекреченных" семейных историй меня заинтересовало значение термина "сионизм". Трактование этого учения в советских информационных источниках было с сильным налётом антисемитизма. Сегодня, "порывшись" в интернете, я обнаружил, что сам термин «сионизм» был введён в употребление в 1890 году одним из ранних теоретиков сионизма, лидером ортодоксально-религиозного движения «Агудат Исраэль» и идишизма Натаном Бирнбаумом. Гора Сио́н - это юго-западный холм в Иерусалиме, на котором стояла городская крепость. Для евреев Сион стал символом Иерусалима и всей Земли Обетованной, к которой еврейский народ стремился со времени рассеяния после разрушения Иерусалимского храма в 70 году н. э. Другими словами - это стремление обеспечить возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль политическими методами. Так в чём же крамола? Почему этим словом размахивают как оружием преступления и требуют возвращения территорий? Кто на кого нападал, начиная с момента образования государства Израиль, и сколько раз? Существуют ли примеры возврата оккупированных территорий побеждённoму агрессору? Я знаком с обратным - невозвращением четырёх Курильских островов и Кенигсберга (Калининграда) побеждённой Японии и Германии. История знает и другие примеры.
          Вышеизложенный абзац являет собой что-то сильно наболевшее и, каким-то образом, объясняет стремление евреев, освободиться от глобальной советской тирании и репрессий.
Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса (Восточная мудрость)
Семидесятые годы прошлого столетия. Еврейское население европейской части Советского Союза заражено инфекцией эмиграции. Никакая политическая вакцина не работает. Увольнения, позорные собрания, хулиганские выходки по отношению к отъезжающим не могут приостановить, уже ставший неизлечимым, процесс отъезда. Мечта о нормальном будущем, если не своём, то хотя бы детей, толкает людей на отчаянные поступки. Бернард Шоу - единственный человек, удостоенный и Нобелевской премии в области литературы, и премии «Оскар», выдающийся критик своего времени, писал: " Революции никогда не облегчали бремя тирании; они лишь перекладывали это бремя с одного плеча на другое".
Старшему поколению стало страшно, у него в памяти репрессии беззакония 30-х и диктатуры послевоенных сталинских лет. Hо молодёжь неудержима. Взрослые дети настоятельно требуют у родителей рассказа о забытых семейных историях, о родственниках, живущих за рубежом. Известно, что часть из них покидала страну впопыхах после революции, оставляя нажитое годами и поколениями, а кое-кого, если не расстреливали, то выдворяли из Союза за причастность к сионистскому движению. И в том, и в другом случае семьи были расчленены без анестезии. Боль семьи, как кровоточащая рана, вызывала крик души и слёзы отчаяния при расставании. Отъезжающие шли на этот смелый шаг, не веря молодой власти гегемона. Переписка наказывалась самым строгим образом. В те времена семейные узы были очень сильны. Религиозные традиции, уважение и любовь к старшим впитывались с молоком матери и, в основном, почитались и передавались из поколения в поколение. Прожив в Америке 35 лет, я вывел для себя формулу, чем семья беднее, тем сплочённее. Конечно же нельзя умолить "заслуги" советской власти, которая за время своего существования выкорчевала почти всё религиозное наследие.
"Не сотрудничай со злом, не стой в стороне, не будь  жертвой" -  три заповеди,  выгравированные  на стене музея  Катастрофы  в Вашингтоне
Беспрецедентное событие в феврале 1971 года пошатнуло общепризнанную непоколебимую советскую машину. Евреи - отказники устроили сидячую забастовку в приёмной Верховного совета СССР. Это была отчаянно-смелая выходка, а скорее искра, которая разожгла костёр планомерного выезда евреев на ПМЖ в Израиль. Первыми ласточками в моей семье в 1965 и 1971 годах были папины двоюродные братья, один из Кишинёва, другой из Черновцов,  а в 1973 году - моя двоюродная сестра Ира Фридман (Спитковская). В это время семейные тайны, рассказанные моей московской тётей, становятся достоянием родни. Тётя поведала нам, что её брат Израиль, высланный в Палестину, умер в 1933 году от аппендицита в Риге на съезде сионистов, а Бася вышла замуж, родила двоих дочерей, Офиру (1936-1993) и Вардину (1938-1998), старшая из которых в 1956 году стала "Мисс тинейджер Израиль" и впоследствии вышла замуж за "хавера кнессета" (члена правительства) Ицхака Навона. В 1978 году Ицхак Навон был избран президентом, и Офира стала первой леди Израиля. Откуда тётя черпала эту информацию - я не знаю, но помню, что она ездила в Ригу и разыскивала могилу брата. Поиски оказались безрезультатными.
В 1973 году тётя напутствовала племянницу: "Ирочка, попытайся найти Басю. Bдруг она тебе поможет. С её-то связями". Я трудно перенёс расставание с любимой сестричкой, письмами которой зачитывался на квартире её золовки. Тогда-то я по-настоящему "заболел" идеей отъезда, но мои шансы сводились к нулю. Мой партийный тесть был фронтовиком, участником Сталинградской битвы и заместителeм секретаря парторганизации проектного института.
О поиске моего тонкого отростка семейного дерева, по имени Бася Спитковская,  в следующей статье.


Shpitki: wikipedia

Picture
Picture
Picture
Picture
Picture
Picture
Picture
Copyright © 2016-2023  Tsal Kaplun Foundation
  • Communities
  • Families
  • Media
  • Calamities
  • Archives